Есть такой термин «хакер». К сожалению, сейчас в общественном мнении это слово имеет негативную окраску, хотя изначально термин определяет человека, способного разбираться в системах (не обязательно в компьютерах) до самого основания. Такие умения требуют набора базовых знаний и навыка самостоятельного анализа. Они важны не только в разрезе информационных технологий, программирования, но и в любой области. Поэтому мне льстит называть себя хакером. Не могу назвать ни одного человека, обучающегося в Институте, кто сказал бы, что учеба там была легкой прогулкой. Но не могу назвать и ни одного, для кого эти годы прошли бы зря. За пять лет работы по специальности я обнаружил, что так или иначе, по касательной или непосредственно, я сталкивался со всеми предметами, которые нам давали в университете.
Мне бы хотелось подписаться собственным именем, но, к сожалению, такой возможности у меня нет – сфера, в которой я работаю, предполагает полную конфиденциальность. Я рад в первую очередь тому, что до сих пор поддерживаю с Институтом кибербезопасности довольно активную дружескую и научно-исследовательскую связь. Слежу за тем, что делают преподаватели, выпускники, коллеги. Сфера кибербезопасности – самая сложная в IT. Нам во время обучения иногда говорили, что безопасники – как бы элита IT, а мы часто недоверчиво морщились. И только после выпуска я понял, что хотели донести преподаватели: не что у нас больше привилегий, а что на нас гораздо больше ответственности. И Институт учит нести ее – разбираться в проектах от кода до реализации и чуть глубже, знать ВСЁ, что можно представить и даже то, что обычным программистам представить нельзя.
Лучшее, что мне подарил университет, это классных друзей и интересных знакомых. Поэтому яркие истории можно вспоминать очень долго. Например, на 23 февраля мы с подругами испекли каждому из мальчиков по торту — всего восемь штук. Мы выбрали четыре вида торта, испекли по две штуки каждого вида, а затем собирали каждому торт из четырех разных частей. Самое прекрасное, что истории не закончились после университета. Я регулярно вижусь с теми, с кем познакомилась в университете. Так что списки наших историй продолжают пополняться.
Были и удачные билеты, и бессонные ночи за компьютером, веселые и скучные пары, борьба за хорошие оценки, зачеты автоматом и тяжелые сдачи работ в последний момент. Но одним из самых запоминающихся для меня стало возвращение домой после защиты диплома. Я так долго его писала, репетировала речь, заполняла документы, а потом защитилась, отпраздновала, пришла домой и неожиданно осознала, что у меня куча свободного времени. Можно делать что угодно — больше не нужно посвящать диплому каждый вечер. И вокруг столько всего, что я так долго откладывала, что и не знала, за что взяться.
Самая запоминающаяся история из учебной жизни – курс лекций Александра Григорьевича Ростовцева по итерированным шифрам. Там происходило нечто невероятное. Одну из лекций он завершил словами: «А эту теорему я доказал сегодня утром». Вспомнилось, как я принесла лабораторную работу в последний день зачетной недели... Я дописала программу за несколько часов до защиты: поставила считать на ночь, а с утра напечатала результаты. Александр Григорьевич встретил с горящими глазами: «Ну как, у вас получилось что-то?» И получилось же. В процессе учебы не шли по накатанной колее однотипных работ и предсказуемых результатов. Мы изучали и придумывали новое, шли туда, где еще никто не был. Это уникальный опыт.
Два раза мою карьеру непосредственно определяло именно обучение на кафедре. Но есть и более «обыденные» ситуации. Бывает, что я знакомлюсь с коллегами, из соседних подразделений, например, приглашаю кофе попить, и часто мне говорят: я же тебе телефон не оставил(а). А я отвечаю: я знаю уже. Логика того, как искать информацию, до сих пор со мной. Научили гуглить. Если информация есть, мы ее найдем.