По словам ученого, наиболее остро эта проблема стоит для самой незащищенной в информационном плане возрастной группы — детей и подростков. Причем возраст, с которого начинается регулярное использование сетей, постоянно снижается. Между тем, как утверждают психологи, опыт категоризации сетевого контента в молодом возрасте еще не сформирован.
Как правило, все начинается с групп минорной и готической тематики. Открытых призывов к суициду здесь нет, а есть только уныние, меланхолия и безнадежность. Участники групп просто обсуждают, как все ужасно. Кстати, эксперты обратили внимание на то, что среди участников таких групп много профессиональных психологов, которые на первый взгляд ведут себя как сторонние наблюдатели, а на самом деле косвенно оказывают негативное влияние, повышая своим присутствием доверие к группе. На втором этапе администрация этих групп выискивает наиболее активных посетителей, которые часто посещают группу, оставляют комментарии, репостят записи. Их приглашают в закрытые группы, где уже начинается активная обработка. На третьем этапе происходит общение один на один: тот, кто склоняет к суициду, контактирует со своей потенциальной жертвой, доводя ее до трагического финала.
Психоделический контент и метафорический хештег
Как сообщили ученые, ежегодно в мире совершается более 1,5 млн самоубийств, примерно 15 млн человек совершают суицидальную попытку. За последние пять лет в два раза ускорился темп подросткового суицида. По оценкам экспертов, основные причины суицида подростков — неблагополучие семейной жизни, наркотики, алкоголь, неразделенные чувства и травля. И Интернет — это то место, где подросток оказывается наиболее беззащитным. Более того, кибербуллинг и троллинг занимают первое место среди причин депрессии в возрасте до 45 лет.
«В цифровом пространстве можно найти множество доступных способов самоубийств. При этом легко находится компания «единомышленников», готовых подробно рассказать, как избежать сложностей взросления и покинуть реальный мир. В таких группах смерть окружена ореолом героизма и романтизма», — прокомментировал Москвин.
Впервые широко о проблеме пропаганды самоубийств с помощью соцсетей заговорили в России в 2014 году, когда эксперты заметили, что в «ВКонтакте» активизировались сообщества суицидальной направленности. Тогда насчитывалось несколько сотен таких групп со многими тысячами подписчиков. В этих группах размещались видеозаписи попыток суицида и психоделический контент, велись беседы о героизации погибших, самоубийство преподносилось как способ стать популярным и избавиться от всех проблем.
Все эти сообщества были заблокированы, возбуждены уголовные дела по факту дистанционного доведения до самоубийства подростков с помощью Интернета (ст. 110 УК РФ).